Правовые проблемы государственной регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательства.

Адвокат Зебо Шаисламова


Тематика регистрации субъектов предпринимательства, на сегодняшний день, является довольно             актуальной. За истекший 2016 год и начавшийся 2017 год было сделано очень многое для дальнейшего     повышения качества, доступности и прозрачности оказания государственных услуг субъектам предпринимательства и снижения временных и материальных затрат при прохождении процедур регистрации и перерегистрации.   

В Республике Узбекистан, нормативно-правовыми актами, регулирующими процедуру государственной регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательства в Республике Узбекистан являются следующие:

  1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан;
  2. Положение «О порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов                          предпринимательства и оформления разрешительных документов» от  20.08.2003г. № 357 (утрачивает          силу с 1 апреля 2017г.);
  3. Положение «Об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет                    субъектов предпринимательства» от 24.05.2006г. №ПП-357(утрачивает силу с 1 апреля 2017г.);
  4. Указ Президента РУз «О дополнительных стимулах и льготах, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями» от 30.11.1996 г.N УП-1652;
  5. Положение «О порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан» от 23.10.2000 г. N 410;
  6. Положение «О порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций» (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 10.03.2014 г. N 57);

Для вышеуказанных целей, был принят целый ряд новых нормативно-правовых актов, среди которых нужно выделить принятое Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 09 февраля 2017 г. Положение «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства» № 66, вступающее в силу с 1 апреля 2017г. Данное Положение вносит целый ряд изменений в систему регистрации и перерегистрации субъектов предпринимательства, которые, несомненно, приведут к упрощению регистрационных процедур в целом, а также сократят перечень необходимых для предоставления документов, в том числе иностранными участниками.     

Однако все еще имеются некоторые затруднения, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства при прохождении процедуры государственной регистрации и перерегистрации.

Первое затруднение, с которым сталкиваются субъекты предпринимательства это резервирование доступных фирменных наименований. Порядок  резервирования доступных фирменных наименований регулируется:

- Законом РУз «О фирменных наименованиях» от 18.09.2006 г. № ЗРУ-51;

- Положение «О порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов» от  20.08.2003г. № 357 (утрачивает силу с 1 апреля 2017г.);

-    Положение «Об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства» от 24.05.2006г. №ПП-357 (утрачивает силу с 1 апреля 2017г.);

- Инструкцией «О порядке функционирования электронной системы резервирования и централизованной базы данных фирменных наименований» от 02.08.2011 г. № 2251 (утрачивает силу с 1 апреля 2017г.).

 В законодательстве РУз нет ограничений по резервированию фирменных наименований за исключением тех, которые указаны в ст. 4 Закона «О фирменных наименованиях»:

Фирменное наименование не должно содержать:

а) официальное название государства, сокращенное или полное наименование международной, межправительственной или негосударственной некоммерческой организации;

б) полное или сокращенное имя исторической или известной личности в Республике Узбекистан без разрешения, выдаваемого в установленном порядке;

в) обозначений, ложных или способных ввести в заблуждение потребителя относительно обладателя фирменного наименования, предмета деятельности или страны его происхождения;

г) обозначений, противоречащих интересам общества, принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование также не должно содержать обозначений, тождественных или сходных до степени их смешения:

- с фирменными наименованиями, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Узбекистан на имя другого юридического лица, обладающими более ранним приоритетом;

 - с товарными знаками (знаками обслуживания), ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Узбекистан на имя другого лица, а также охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Республики Узбекистан;

- с товарными знаками (знаками обслуживания), признанными общеизвестными в установленном порядке;

- с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми законодательством в установленном порядке, кроме случаев регистрации на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.

- обозначения, указанные в пункте 1 части первой настоящей статьи, могут быть включены в фирменное наименование, если на это имеется разрешение соответствующего государственного органа или организации.

 На практике, зарезервировать придуманное фирменное наименование, не имеющее конкретного значения является весьма затруднительным. Органы статистики требуют, чтобы слова, используемые для резервирования фирменного наименования обязательно имели смысловую нагрузку. С вступлением в силу Положения «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства» от 09.02.2017 г. N 66 (вступает в силу с 1 апреля 2017г.),  проверка фирменного наименования на предмет тождественности будет, осуществляется Системой автоматически. Мы надеемся, что Система позволит избежать существующих затруднений при резервировании фирменных наименований.   

 Хотелось бы обратить особое внимание на то, что Закон РУз «О фирменных наименованиях» не содержит положения об использовании латинского алфавита при резервировании фирменного наименования. Данное положение содержится в Инструкции «О порядке функционирования электронной системы резервирования и централизованной базы данных фирменных наименований» от 02.08.2011 г. № 2251 (утрачивает силу с 1 апреля 2017г.), а также в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства от 09.02.2017 г. N 66 (вступает в силу с 1 апреля 2017г.).

На практике, резервирование и регистрация фирменного наименования происходит только с использованием латинского алфавита. Однако в дальнейшем, в ходе осуществления своей деятельности, субъекты предпринимательства, а зачастую и государственные органы, используют фирменное наименование субъектов  предпринимательства на кириллице, что является нарушением.  

 Предложение:

Внести дополнение в Закон РУз «О фирменных наименованиях» о том, что резервирование фирменного наименования происходит с использованием латинского алфавита.

 Еще одной часто встречающейся на практике проблемой, при прохождении процедуры  перерегистрации является принуждение субъектов предпринимательства к получению предварительного согласия антимонопольного органа.

Порядок получения предварительного согласия антимонопольного органа регулируются:

- Положением «О порядке рассмотрения и получения предварительного согласия на совершение сделок по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) и иных имущественных прав хозяйствующих субъектов» от 20.08.2013 г. № 230 (далее – Положение № 230);

- Положением «О порядке выдачи предварительного согласия на создание объединения хозяйствующих субъектов, на слияние, присоединение хозяйствующих субъектов» от 27.12.2013 г. N 344 (далее – Положение № 344).

 Согласно п.3. Положения №230, его действие не распространяется:

- на учредителей хозяйствующего субъекта при его образовании;

- при приобретении хозяйствующим субъектом собственных акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале);

- при преобразовании хозяйствующего субъекта - акционерного общества в иную организационно-правовую форму в случае сохранения размера его уставного фонда (уставного капитала);

- при передаче акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта в доверительное управление, а также при приобретении акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) инвестиционными посредниками с целью дальнейшей их перепродажи;

- при приобретении акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) или иных имущественных прав в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан;

- на сделки, совершаемые физическим лицом впервые.

 В соответствии с п. 4 Положения № 230, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо органа в случаях:

- если у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, на момент заключения сделок суммарная балансовая стоимость активов или суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает сто тысячекратный размер минимальной заработной платы либо одним из участников сделки является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

 На практике, регистрирующие органы часто требуют предоставить предварительное согласие  антимонопольного органа и не регистрируют изменения, вносимые субъектом предпринимательства в учредительные документы, даже в тех случаях, когда в соответствии с законодательством, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется. Приведу пример такого злоупотребления.

Физическое лицо желает приобрести долю в обществе с ограниченной ответственностью. Прежде, данное физическое лицо  не являлось участником в других хозяйствующих субъектах и не имеет никаких активов на территории Республики Узбекистан, т.е. совершает такого рода сделки впервые. Суммарная балансовая стоимость активов общества за последний календарный год не превышает 100.000-кратный МРЗП.

На практике, при обращении в регистрирующий орган, для внесения изменений в учредительные документы общества, регистрирующий орган требует от физического лица обратиться в антимонопольный орган за получением предварительного согласия на совершение вышеуказанной сделки. При обращении в антимонопольный орган, лицо обязуется предоставить свои паспортные данные, некоторые данные общества, а также его финансовую и статистическую отчетность общества за последние 2 года. Срок рассмотрения документов антимонопольным органом составляет 5 рабочих дней. В свою очередь, в своем ответе антимонопольный орган указывает на то, что предварительное согласие в данном конкретном случае не требуется.   

 Вышеуказанные Положения № 357, в которых содержится  требование о предоставлении предварительного согласия в случаях, установленных законодательством о конкуренции, которые с 01.04.2017 года утрачивают свою силу, а в Положении №66 нет прямого требования о предоставлении предварительного согласия антимонопольного органа. Однако в п. 44 Положения №66 установлено, что несоответствие представленных документов и (или) сведений требованиям законодательства, связанные с увеличением размера уставного фонда и переходом доли (вклада), являются основанием для отказа в государственной регистрации, перерегистрации.

В этой связи возникает опасение в том, что данная практика будет продолжена.

 Предложение: Дополнить Положение № 230 нормой о неукоснительном соблюдении положений данного нормативно-правового акта со стороны регистрирующих органов при предъявлении требований о предоставлении субъектами предпринимательства предварительного согласия антимонопольного органа. 

 Отказ в регистрации негосударственных некоммерческих образований (далее- ННО) по новым основаниям также является проблемой при регистрации.

 Лица, желающие объединиться в негосударственные некоммерческие организации (далее - ННО) сталкиваются с проблемой при прохождении процедуры государственной регистрации.

Проблема заключается в постоянном отказе со стороны органов юстиции в регистрации ННО. При этом основания отказа при каждом факте отказа указываются различные. Законодательством РУз предусмотрен порядок, согласно которого, при регистрации субъектов предпринимательства, регистрирующему органу запрещается отказывать в регистрации субъктов предпринимательства, по основаниям, ранее не изложенным. Однако данный порядок не распространяется на ННО.

 Предложение:

Дополнить Положение «О порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций» от 10.03.2014 г. N 57, нормой, запрещающей регистрирующим органам отказывать в регистрации ННО по основаниям, ранее не изложенным.


  

 

Поделиться с друзьями